najdera

Category:

Народный месяцеслов

Хочу ввести новую рубрику – Забытые знания предков. Дело в том, что я уже давно занимаюсь изучением народных традиций, обрядов и верований. Для наших предков связь с природой была основой успешного выживания в необустроенном и порой враждебном окружающем мире. Для того, чтобы вырастить хлеб, подготовиться к зиме и пережить ее, нужно было очень хорошо понимать те процессы, что происходили в природе из года в год. Именно поэтому, сохранившиеся до нашего времени традиции, являются не сборником народных суеверий, а целым пластом прикладных знаний, которые по сей день остаются актуальными.

Думаю, начать следует с основного источника знаний, который дошел до нас, сохранив большую часть своего изначального смысла – с Народного календаря или лучше сказать Месяцеслова. В его основе лежит Православный календарь, но наполнение основывается на аграрно-мистических наблюдений за природой и небесными светилами. Видимо так исконно языческие, близкие природе и повседневной жизни, народные обряды были адаптированы под пришедшую Христианскую религию. В пользу этого довода стоит сказать, что в народном месяцеслове не отмечено почитание большей части пророков и апостолов, зато большая роль отведена многим второстепенным мученикам.

Народный календарь большей частью состоит из пословиц и примет, которые отражают древнюю модель мира – начало и конец сельскохозяйственных работ, дни солнцестояния, сбор урожая, прилет птиц и пр. Многие христианские персонажи наделены чертами и атрибутикой языческих богов. Это возможно произошло оттого, что христианская церковь, стремясь распространить свое влияние, чаще всего заменяла праздники языческие на праздники христианские, отмечаемые в те же дни. Многие ученые сходятся во мнение, что и 25 декабря, как день рождения Христа был учрежден как реакция на солярный римский праздник – день рождения Непобедимого Солнца.

Народный месяцеслов чаще всего передается в устной форме. Кстати древнейший и лучше всего сохранившийся календарь и сейчас бытует в Полесье. Сейчас многие праздники и приметы в сохранившемся календаре смешены. Это произошло из-за наслоения христианских представлений, расхождения используемых календарей с астрономическим и конечно из-за смены юлианского и грегорианского календаря.

Изначально славяне использовали лунный календарь, отсюда и названия слова «месяц». Считать дни по Луне было нагляднее и удобнее. Однако земледельческий уклад заставлял людей все больше времени уделять солнцу, поэтому календарь неизбежно превратился в лунно-солнечный. Многие ученые сильно расходятся во мнениях насчет дней недели. Можно с точностью сказать, что название Субботы было заимствовано из еврейского календаря, но состояла неделя из шести или семи дней на данный момент точно сказать невозможно. Также, как и сказать с какого дня неделя начиналась – с недели, как раньше из-за запрета на работы называлось воскресенье, либо с понедельника, который следовал за неделей. В народе чаще бытовал вариант начала с нерабочего дня.

Год был разделен на двенадцать месяцев, названия которых отражали события, происходящие в природе: январь – просинец (становилось светлее), февраль – сечень (велась вырубка леса), март – сухий (в некоторых местах уже подсыхала земля), апрель – березень (начинала цвести береза), май – травень (пробивалась трава), июнь – изок (или кузнечик), июль – серпень (время жатвы), август – зарев (зарево), сентябрь – рюен (течка и рев животных), октябрь – листопад, ноябрь – грудень (замерзала земля, не занесённая снегом), декабрь – студень. Названия месяцев у разных народов смещалось и менялось в зависимости от сроков природных явлений.

Времена года были связаны с сельскохозяйственными сезонами, некоторые ученые предполагают, что изначально было два или три времени года, а лето, как четвертый сезон уже было инновацией. Изначально летом называли весь календарный год. Позже основными сезонами стали лето и зима, весна и осень считались переходными и носили названия – пролетье и предзимье соответственно. 

Точно сказать о дате начала нового года тоже очень сложно. Ясно лишь то, что главными праздниками являлись начало зимнего полугодия, которое знаменовалось окончанием сбора урожая, и летнего, с которого начинались полевые работы. Часть исследователей считают, что новый год отмечали в период зимнего солнцестояния, когда солнце поворачивало с зимы на лето. У славян в этот период существует множество обрядов первого дня, но сказать были ли эти обряды изначальными или перешли на новый праздник позднее, сложно.


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.